Культурная и спортивная дипломатия

Русский | English

Содержание
Введение

Спорт в период Холодной войны являлся ещё одной ареной идеологического противостояния коммунистического и капиталистического блоков. По участникам крупных соревнований определяли, какие страны являлись союзниками одной из сверхдержав того времени – США или СССР. К примеру, Летние Олимпийский Игры 1980г. в СССР бойкотировали более 60 стран. Через четыре года страны, входящие в социалистический блок бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Спорт стал очередным орудием пропаганды, однако, насколько это отразилось на локальном уровне, рассмотрим ниже.
// Мой Путеводитель. - URL: https://myguidebook.ru/b/book/4019000276/167 (дата обращения: 04.05.2020).
Кинотеатр «Спартак»

Кинотеатр «Спартак» располагался в здании бывшей Немецкой Лютеранской церкви святой Анны [1]. В конце 1930-х гг. кирха была закрыта и перестроена внутри под кинотеатр на 702 места советскими архитекторами А. И. Гегелло и Л. С. Косвеном [2].

Киноиндустрия СССР занимала важное место в системе просвещения и играла ключевую роль в идеологической системе. С началом «оттепели» количество кинотеатров выросло по всему Советскому Союзу. Поход в кино был одним из основных видов досугов советского человека. В период с 1967 по 1975 гг. посещаемость была рекордной для всей истории СССР: при населении примерно в 240 млн человек количество приобретенных билетов составило 4,5 – 4,7 млрд [3].

В кинотеатрах СССР не только показывали фильмы, но и проводили выставки и читали лекции. Иногда перед сеансами организовывали музыкальные концерты, презентовали новые выпуски киножурналов («Советский воин», «Новости дня»). Исторические фильмы на тему революции показывали бесплатно в специальные дни: 1 и 2 мая (День международной солидарности трудящихся), 7 и 8 ноября (День Великой Октябрьской социалистической революции), 5 декабря (День Конституции СССР).

Интересно, что в условиях идеологического и экономического противостояния с капиталистическим блоком, в СССР демонстрировались не только «трофейные» фильмы из-за границы, но и западные новинки. Этот феномен объясняется тем, что такие картины собирали в прокате больше средств и имели повышенный спрос среди советского населения. В Ленинграде зарубежные фильмы прокатывало ограниченное количество кинотеатров, и «Спартак» был одним из них.
ДК им. Кирова, кинотеатр «Кинематограф»

С 1967 года до середины 1980-х годов во Дворце Культуры имени Кирова работал кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф», где можно было посмотреть немецкие, английские, американские и французские кинокартины. Репертуар кинотеатра состоял из послевоенных зарубежных фильмов, которые в народе назывались «трофейными».

Кинематограф занимал особое место в системе политической и просветительной пропаганды, особенно в период Холодной войны. Тогда телевидение еще не получило такого массового распространения, поэтому кинотеатры обладали своеобразной монополией показа. Из-за того, что в «Кинематографе» показывали зарубежные картины, перед каждым сеансом проходила лекция. Она помогала советскому зрителю сформировать «правильное отношение» к увиденной картине.

Ленинградская контора кинопоказа организовала для этих целей «выпуск вступительных слов» к ряду кинофильмов. В своей работе по кинопрокату периода «оттепели» М. Зезина отмечала, что прибыль в этом вопросе стала значимее идеологической конкуренции [4]. Поэтому зарубежные картины стали всё чаще появляться в СССР, однако, ни один фильм не мог появиться на экранах страны без согласия ЦК КПСС.

Кинотеатр «Кинематограф» являлся для советского гражданина не только возможностью заглянуть в другой мир, но и посмотреть на него глазами «капиталистического человека». Кино не только расширяло кругозор, оно также влияло на повседневность, особенно на моду. Песни из некоторых кинофильмов становились популярными и даже переставали ассоциироваться с фильмом. Кинотеатры расширяли идеологические границы Советского Союза и преодолевали барьеры Железного занавеса.
// Санкт-Петербург. Энциклопедия. - URL: http://www.encspb.ru/object/2804016646?lc=ru (дата обращения: 04.05.2020).
// Citywalls. - URL: https://www.citywalls.ru/house8262.html?s=3dkcpqf8bfj2giiau3hqhm1gp7 (дата обращения: 04.05.2020).
Дворец культуры им. Первой пятилетки (Центральный городской клуб 1-й Пятилетки)

Дворец культуры был построен в 1930 году по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Маршакова и являлся примером классической конструктивистской архитектуры. В 1955-1956 гг. он был перестроен по проекту архитекторов М. Файнбергова и В. Горбачёва, представляющих направление Сталинского неоклассицизма.

Западная культура становилась более доступной, в том числе и театр. Так, в ДК им. Первой пятилетки в этот период выступали звездные театры из-за рубежа, на чём отчасти и строилась театральная культура советского Ленинграда [5].

В целях развития советской культуры и привлечения молодого поколения начинают поощряться и поддерживаться многие еще недавно «нежелательные» субкультуры и движения [6].

Молодёжи становится интересна музыкальная рок-культура, которая имела западные корни. Обычно с историей ленинградского рока ассоциируются такие неформальный места, как бит-кафе «Эврика» или клуб «Канат». Однако молодежные Дома культуры также сыграли значительную роль в формировании и нормализации рок-движения.

Значимость музыкальной свободы в контексте Холодной войны определяется резким скачком популярности «западного» среди молодежи и ответными санкциями правительства. С либерализацией, вызванной ослаблением напряженности между капиталистическим и социалистическим блоками [7], доступность зарубежной музыки возросла. Музыкальные коллективы, исполняющие поп, джаз и даже рок стали появляться не только в подпольных клубах и кафе, но и на сценах ДК.
VisitPetersburg - URL: www.visit-petersburg.ru/ru/leisure/194400/ (дата обращения: 07.02.2020).
Ленэкспо

Международные ярмарки и выставки играли важную роль в отношениях Советского Союза с иностранными государствами. Во время «Хрущевской оттепели» значимыми событиями в жизни крупных советских городов стали зарубежные ярмарки и выставки. В них уже принимали участие не только представители социалистических стран, но и капиталистических. На них демонстрировали товары и технологии зарубежных стран советским покупателям. Несмотря на то, что ярмарки и выставки носили коммерческий характер, именно на них отражался технологический разрыв между капиталистическими странами и СССР.

В Ленинграде, в районе Васильевского острова решили провести международную выставку «Инрыбпром-68», для которой были построены первые павильоны Ленэкспо по проекту С. И. Евдокимова и Е. И. Травникова [8]. Она состоялась в августе 1968 года и была первой послевоенной международной выставкой, которая положила начало устройству периодических смотров такой тематики.

В выставке участвовали 270 иностранных фирм из 23 стран и 149 организаций Советского Союза. После выставки павильоны сохранили для размещения экспозиций последующих мероприятий. В 1989 году выставочный центр стал Ленинградским городским выставочным центром и получил название Внешнеэкономическое выставочное объединение «Ленэкспо» [9].

Воспоминания жителей Ленинграда:
«Наша семья не раз ходила в Ленэкспо. На них мы «окунались» во что-то новое, перспективу видели, чего нет у нас, восхищались, восторгались зарубежными и отечественными экспонатами. Привлекала сама обстановка: красивый морской вокзал, набережная, прекрасный вид на Финский залив, можно было увидеть и заходившие сюда иностранные суды, особенно много из северных стран. Все это способствовало хорошему познавательному отдыху»,
вспоминает Фёдорова Светлана Александровна [10].
«Висели плакаты, на которых были изложены достижения по данной тематике, не представленные на выставке. Говорили [представители разных стран и народов] на русском, можно было подойти, поговорить с каждым, они отвечали, рассказывали. Было несколько павильонов, по-моему, даже отдельно павильоны по странам и отдельно по промышленности разной»,
говорит Фёдоров Владимир Иванович [11].
Спортивный стадион им. Кирова

Спортивный стадион им. Кирова, в настоящее время более известный как «Газпром Арена», в 1980 году принимал футбольные матчи XXII Олимпийских Игр. К этому знаменательному событию стадион был реконструирован: укреплены трибуны, сделаны новые скамьи, известняковые ступени заменили гранитными. На центральной лестнице были установлены новые бронзовые скульптуры спортсменов, а в 1980 году были установлены четыре семидесятиметровых мачты [12]. После реконструкции стадион мог принимать около 70 тыс. зрителей из разных стран, которые во время матчей поддерживали свои команды кричалками, песнями и танцами. На интернет-ресурсах можно найти рассказы о впечатлениях людей, которым довелось посетить те матчи [13]. Все они отмечают, что это было новым, настоящим праздником для ленинградцев.

Вот как это вспоминают очевидцы:
«Мы с родителями и двоюродной сестрой посетили аж два матча. Нельзя сказать, что в детстве я была ярой поклонницей футбола, но сам факт осознания того, что мы идем смотреть Олимпийские игры, наполнял душу просто-таки восторгом. Стадион им.Кирова изменился до неузнаваемости, это была сказка! Все украшено олимпийской символикой, дружелюбнейшая атмосфера, красочные палатки с настоящей кока-колой и множество олимпийских мишек разных сортов – фарфоровых, резиновых, плюшевых. Первый матч был Куба – Венесуэла, а вот второй, который мне особенно запомнился, Чехословакия – Кувейт. Мы болели за чехов, а вокруг нас в течение двух часов в национальных костюмах с бубнами танцевали настоящие кувейтские болельщики, специально приехавшие в Ленинград поддержать свою команду. Этот матч закончился вничью «Ноль-ноль», но потом сборная Чехословакии дошла до финала и стала Олимпийским чемпионом!» [14].
Спортивный стадион им. Кирова сейчас снова масштабно реконструирован и носит другое название, но память о той Олимпиаде сохраняется до сих пор.
// citywalls.ru - URL: http://www.citywalls.ru/house4134.html (дата обращения: 01.03.20).
Спортивно-концертный комплекс (СКК)

Спортивно-концертный комплекс изначально строился всё к той же XXII Олимпиаде, однако, так и не использовался для проведения соревнований [15].

Важно отметить, что именно на этом стадионе в советский период давали свои концерты такие знаменитые рок-коллективы как «Scorpions», «Black Sabbath», группа «Кино» и другие. Бытовало мнение, что концерты состоялись в Ленинграде, потому что в Москве были запрещены [16].

Ленинград становится одной из первых площадок для проникновения Американской культуры в СССР, и популярность рока была одним из ключевых проявлений этого.
Источники:
Спортивный стадион им. Кирова
1 - URL: http://www.citywalls.ru/house18797.html (дата обращения 18.02.2020)
2 - URL: https://yapet.livejournal.com/193904.html (дата обращения: 18.02.2020)
3 - Там же.
Спортивно-концертный комплекс (СКК)
4 - URL: https://www.citywalls.ru/house9955.html (дата обращения 18.02.2020)
5 - URL: https://ok.ru/video/1016174152301 (дата обращения 18.02.2020)
Кинотеатр «Спартак»
1 - Немецкая лютеранская церковь св. Анны - Кинотеатр «Спартак» // Citywalls: сайт. URL: http://www.citywalls.ru/house612.html (дата обращения: 17.02.2020).
2 - Там же.
3 - Косинова М.И., Аракелян А. М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «Оттепели». Возрождение киноотрасли // Сервис +. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-kinopr... (дата обращения: 17.02.2020).

ДК им. Кирова, кинотеатр «Кинематограф»

4 - Зезина М. Р. Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели» // История страны. История кино / ред. С. С. Секиринский. М.: Знак, 2004. 496 с.

Дворец культуры им. Первой пятилетки (Центральный городской клуб 1-й Пятилетки)
5- Дмитриевская М. Гений места. ДК Первой пятилетки. Котлован. [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/56/historical-novel-56/g...
6 - Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Princeton University Press. 2005. pp. 126-157.
7 - Сымонович Ч. Э. Заметки о молодёжной культуре в СССР в 1960-е гг. // Социологический журнал. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o-molode... (дата обращения: 01.03.2020).
Ленэкспо
8 - Ленэкспо // Историко-культурный интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга": сайт - URL: http://www.encspb.ru/object/2855697011?lc=ru (дата обращения: 01.03.2020). - Текст: электронный.
9 - Юрий Никитин. История "Инрыбпромов" // Новые известия. - 2008. - URL: https://newizv.ru/news/society/15- 05-2008/89922-istorija-inrybpromov - Текст: электронный.
10 - Беседа Е.А. Кемпи с жительницей Ленинграда С.А.Федоровой 1940 г.р. от 27 января 2020 года [Текст стенограммы беседы] // Публикуется с согласия С.А.Федоровой.
11 - Беседа Е.А. Кемпи с коренным жителем Ленинграда В.И.Федоровым 1939 г.р. от 27 января 2020 года [Текст стенограммы беседы] // Публикуется с согласия В.И.Федорова.
Спортивный стадион им. Кирова
12 - URL: http://www.citywalls.ru/house18797.html (дата обращения 18.02.2020)
13 - URL: https://yapet.livejournal.com/193904.html (дата обращения: 18.02.2020)
14 - Там же.
Спортивно-концертный комплекс (СКК)
15 - URL: https://www.citywalls.ru/house9955.html (дата обращения 18.02.2020)
16 - URL: https://ok.ru/video/1016174152301 (дата обращения 18.02.2020)
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website