Векторы коммуникации

Русский | English

Содержание
Photograph: lee Scott / Unsplash
Введение

Ленинград был одним из главных и немногих доступных для посещения иностранными гражданами городов в СССР [1]. Колыбель двух революций, важный культурный, исторический и промышленный центр – Ленинград был одной из «витрин социализма», он должен был показать лучшие стороны жизни в СССР. В местном отделении «Интуриста» чётко говорилось о роли гида как контрпропагандиста, «который должен развеять у туристов буржуазные домыслы о советской действительности» [2]. В связи с этим существовали ограничения на свободу перемещения туристов: составлялись списки мест, которые следовало посещать, а также запрещалось фотографировать заводы, верфи, аэропорты, пристани, военные объекты, а отснятые пленки должны были быть проявлены на территории СССР, чтобы была возможность изъять нежелательные снимки, которые могли быть использованы с целью искажения образа Советского Союза. Так, американский шпион запечатлел с набережной лейтенанта Шмидта необычный гребной винт для подводной лодки. Снимки, которые, как в итоге выяснилось, были сделаны на купленном советским правительством оборудовании в обход соглашения Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ) у японской компании Toshiba, что привело к судебному расследованию и раскрытию других подобных сделок с японскими и европейскими компаниями на миллиарды долларов [3].

Работа с «особо трудными» интуристами велась особенно внимательно: если финны ограничивались огромным потреблением алкоголя и последующим за ним буйством [4], то американцы досаждали гидам вопросами о советской действительности, правах человека, а также стремились к контакту с непосредственно ленинградцами, в обход запрета [5]. После событий Пражской весны к этой группе примкнули граждане Чехословакии: уровень их обслуживания был приравнен к туристам из стран Запада, им давался приоритет при заселении в лучшие гостиницы [6]. Однако, несмотря на это, многие иностранцы представляли ту или иную «идеологическую угрозу» вследствие того, что знали о жизни в Советском Союзе больше, чем его жители – в частности, это касается доклада XX съезду КПСС, который, по понятным причинам, был широко растиражирован в западной прессе.

Интерес иностранных граждан к жизни в СССР с каждым годом только рос, соответственно рос и поток туристов, вследствие чего туристическая инфраструктура попросту не справлялась: в гостиницах не хватало номеров, персонал был груб, горячая вода была доступна с перебоями, питание было скудным и однообразным. Все предприятия питания работали сверх рассчитанного количества гостей в почти два раза [7], и это не говоря о дефиците товаров в городе в целом – всё это вело к проявлению дезорганизованных советских реалий, а не идеального образа социалистического государства. Несмотря на попытки правительства улучшить эту ситуацию, например, реконструировав гостиницы «Астория» и «Европейская» и введя должность инспектора по иностранному туризму, некоторые проблемы только обострились, а также участились случаи краж у иностранцев их вещей и денег [8].
URL: http://www.citywalls.ru/photo264277.html (дата обращения: 01.03.2020)
Гостиница «Прибалтийская» (Приморская)

Гостиница, расположенная на Прибалтийской площади, замыкает перспективу улицы Нахимова. Ее проект разрабатывали ленинградские зодчие в конце 1970-х годов. По плану это должен был быть 16-этажный отель, напоминающий букву «Н». Проект был проспонсирован и сооружался шведской строительной фирмой «АВ Сканска цементгъютериет». Месторасположение гостиницы на улице Кораблестроителей, д.14 неслучайно – ведь совсем недалеко строился морской вокзал (1973-1983 годы), на который после открытия приходили судна из Германии, Финляндии и Швеции. Видимо, компания решила наладить свои связи с СССР перед открытием порта на Приморской. В 1978 году на торжественной церемонии открытия гостиницы, выступили заместитель начальника Главного управления по иностранному туризму государственный секретарь министерства торговли, посол Швеции в Советском Союзе и представители генеральных консульств зарубежных стран. Это событие может быть рассмотрено как подтверждение налаженных связей между Швецией и СССР, стремлением Советского Союза установить более близкие отношения и с другими странами перед открытием морского вокзала, увеличивающим международный престиж страны и развитие обмена товарами.
URL: https://www.citywalls.ru/photo431441.html (дата обращения: 16.01.2021)
Отель «Гранд Отель Европа»

Здание отеля было построено в конце XVIII века на Невском проспекте и представляло собой каменный трехэтажный дом. В 1830-е годы оно было перестроено по проекту К. И. Росси. В 1870-е годы здание было оборудовано под гостиницу «Европейская». Впоследствии, там были открыты такие культовые рестораны как «Европа» и «Крыша», которые рады гостям и сегодня. В период Холодной войны гостиница носила название «Европейская» и принимала посетителей всех стран мира. Она пользовалась особой популярностью в 60-е –70-е годы – период хрущевской «оттепели». Здесь играли известные джазовые коллективы, работал ресторан «Восточный» (в 1965 году переименованный в «Садко»). Это было особенное место: торжественная обстановка, нарядная публика, все сотрудники удивительно любезны. В 1979 году в ней произошло важное событие, опровергающее представление о «закрытости» СССР в годы Холодной войны. В Ленинград приезжал всемирно известный певец — Элтон Джон. На время пребывания в СССР он выбрал гостиницу «Европейская». После успешного концерта его ждали в ресторане «Европа», где он решил дать импровизированный концерт для постояльцев гостиницы [9]. К концу 1980-х годов интерьеры гостиницы «Европейская» сильно обветшали и встал вопрос о глобальной реставрации и реконструкции-уровень проживания не соответствовал мировым стандартам. Работы продолжались с 1989 по 1991 год. Именно в этот период было основано совместное советско-шведское предприятие — ЗАО «Европа Отель».
URL: https://pastvu.com/p/927540 (дата обращения: 01.03.2020)
Арка на Каменном острове
Источник
Каменный остров

Каменный остров расположен в дельте Невы в центре Санкт-Петербурга, в историческом районе, именуемом «Острова» [10]. С 1920 по 1989 гг. носил официальное название «Остров трудящихся». Архитектурное наследие острова представляет собой комбинацию изысканных особняков имперского и советского периодов. С середины 1930-х годов на Каменном острове начинает возникать целый комплекс казенных номенклатурных дач для высших партийных чиновников. С 1960-х у руководства Советского Союза появляется идея превратить место из «элитного» района Ленинграда в резиденции для приема иностранных гостей, которые, несмотря на Железный занавес, довольно часто посещали СССР. Под его строительство использовали более тридцати старинных дач и особняков, а несоответствующие высокому назначению были снесены. Такой тщательный отбор объясняется желанием представить Советский Союз в лучшем виде в глазах зарубежных гостей, что было особенно важно в условиях Холодной войны. Многие из построек резиденции представляли в прошлом историческую и культурную ценность. Теперь им присвоили казенные инвентарные номера: К—0, К—2, К—3 и так далее.

На условном новоязе хозяев и гостей их называли: «Нулевка», «Двойка», «Тройка», «Пятерка», «Десятка», «Двадцатка». В разговорной речи ленинградцев появились характерные прозвища Каменного острова: «Таинственный остров», «Остров глухих заборов», потому что все государственные строения огораживались глухими бетонными заборами в целях безопасности [11]. Выбор Каменного острова в качестве места для приема иностранных делегаций был обусловлен уже заготовленной «материальной» базой, которая представлена роскошными дворцами; помимо этого, место пронизано зелеными парками и аллеями, что выделялось на фоне остальных районов города. По воспоминаниям ленинградцев, местные жители часто ходили гулять на остров, в надежде увидеть кортежи с иностранными государственными деятелями.
Наша школа была ближайшей к этому месту (Каменный остров - прим. ред.), и в этих случаях старшие классы снимали с уроков, раздавали нам бумажные флажки <…> мы должны были приветствовать высоких гостей: махать флажками, выкрикивать по бумажкам всякие лозунги. Таким образом, я имею возможность похвалиться тем, что видел вблизи шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, президента Франции де Голля, индийского президента с дочкой Индирой, кубинского лидера Фиделя Кастро и уйму руководителей братских стран…[12]
«Остров трудящихся» можно воспринимать как материальный объект, который отражает особенности культурной дипломатии времен Холодной войны: он является не только примером непосредственного взаимодействия стран (конференции, обеды, место приема и расселения иностранных гостей особого уровня), но и той частью, о которой хотело рассказать руководство Советского Союза своим зарубежным партнерам. Это был небольшой район города, «фасад», который показывал иностранцам, что в стране «всё хорошо» [13].
URL: https://losko.ru/residence-k-2/ (дата обращения: 01.03.2020)
Государственная резиденция К-2
Источник
Государственная резиденция К-2

Беломраморное здание государственной резиденции «К-2» находится в парке на берегу реки Малая Невка на Каменном острове. Резиденция была построена в 1967 г. на месте бывшей дачи промышленника Н. Путилова, которая к тому времени была давно заброшенной. Архитектором «К-2» был выбран Александр Владимирович Жук, который спроектировал здание. Резиденция была ориентирована на прием высокопоставленных иностранных гостей. Она располагается на берегу реки Малой Невки и имеет спуск к воде, поэтому попасть туда можно и на небольшом судне. По всей видимости, данный проект имел достаточно большое значение для советских властей, так как Александр Жук имел уже значительный авторитет в СССР - он являлся автором таких проектов как ТЮЗ, Ленинградский аэровокзал, залы станций «Владимирская», «Чернышевская», «Достоевская». Чтобы А. Жук все правильно понял, его отправили в Москву на встречу с главным инженером СССР. В качестве образца был представлен кабинет Сталина. Сохранились воспоминания архитектора, которые помогают осознать всю ответственность и серьёзность отношения руководства к строительству резиденции «К-2»:
«— Нужно ли делать библиотеку? — спросил я.
— Ни в коем случае! Сегодня мы поставим там тома Ленина, а завтра какой-нибудь Рузвельт приедет! Поймите, у нас особый контингент! Что вы делаете маленькую уборную? Надо, чтобы всё было большое!»,
цитирует свой разговор с консультантом автор проекта резиденции, народный архитектор СССР, А. В. Жук [14].
Руководство старалось проконтролировать каждую мелочь, которая могла бы испортить впечатление гостей.
«— Запомните, вот кухня для гостей, а вот — для членов Политбюро, — говорил консультант.
Один и тот же борщ тут готовили на разных кухнях. Правда, в Ленинграде этого не потребовалось — всё-таки другой уровень...[15]
<...>
Работали днём и ночью. Наши всё выполнили, но финны не успевали, и ко дню "ответственного заседания" люстры пришлось занять у Русского музея, а мебель поставили хотя и финскую, но другую. Подмены никто не заметил, а позже всё оформление выполнили так, как и было задумано»,
вспоминает Александр Владимирович [16].
Для «К-2» мебель и люстры по эскизам А. Жука заказали в Финляндии. Архитектор был вдохновлен финским модернизмом 1930-х годов. В частности, работами Аалто Алвара, который является «отцом модернизма» Северной Европы. Постановление 1955-го года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» вводило запрет на чрезмерное использование декора в архитектуре. Благодаря этому произошел резкий переход от монументального классицизма к функциональной типовой архитектуре. Так, во второй половине XX века взял свое начало советский модернизм.

«К-2» является наглядным примером культурного обмена в виде заимствования архитектурных стилей, экономического сотрудничества СССР с Финляндией, которая хоть и сохраняла нейтралитет в Холодной войне, была членом ООН. Место расположения «К-2» говорит об особом отношении властей к данному проекту, ведь Каменный остров являлся образцовым районом Ленинграда. Более того, на нем было запланировано строительство целой сети резиденций для приема гостей высшей категории.
Источники:
Введение
1 - Ленинград в восьмой пятилетке, 1966-1970: историко-социальный очерк. — Институт истории СССР, Ленинградское отделение, 1979. — 272 с.
2 - Сборник документов по вопросам приема, обучения и материального обеспечения иностранных граждан, обучающихся в СССР. — Издательство Московского университета, 1974. — с. 120–121
3 - ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 4.— л. 276
4 - Хухтхаузен П. Военно-морской шпионаж. История противостояния – Текст: электронный // WikiReading: Интернет-портал. – URL: https://military.wikireading.ru/59312 (дата обращения: 21.02.2020).
5 - Olav Wicken Stille propell i storpolitisk storm: KV/Toshiba-saken og dens bakgrunn. "Institutt for forsvarsstudier", 1988.
6 - ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 42. Д. 311. — л. 66
7 - ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 137. Д. 4. — л. 31
8 - ЦГАИПД СПб. Ф. 2064. Оп. 2. Д. 8. — л. 3
Отель «Гранд Отель Европа»
9 - Гостиница "Европейская" // URL: http://www.citywalls.ru/house893.html (дата обращения: 01.03.2020).
Каменный остров
10 - Историческая справка // spbislands.ru URL: https://spbislands.ru/index.php?p=hist (дата обращения: 01.03.20)
11 - Синдаловский Н.А. Легенды петербургских садов и парков. М.: Центрполиграф, 2012. С. 414.
12 - Черейский М. Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка. М.: Corpus, 2012., 248 с.
13 - Попов А.Д., Орлов И.Б. Сквозь «железный занавес». Sее USSR!: иностранные туристы и призрак потемкинских деревень. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 488 с.
Государственная резиденция К-2
14 - Резиденция "К-2" // adresaspb.ru – URL: https://adresaspb.ru/category/structures/za-zaborom/rezidentsiya-k-2/ (дата обращения: 01.03.20).
15 - Там же.
16 - Там же.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website